Блог о кино и сериалах
среда, 9 октября 2013 г.

Зачем люди смотрят фильмы ужасов

Как часто у людей возникает потребность посмотреть хороший хоррор? Чаще это желание сопутствует желанию добиться также определенной обстановки. Вот например популярный ритуал любителей фильмов ужасов: когда вы одни дома; без света; когда за окном дождь. Представили такую обстановку? Я-бы сказал, что она нагнетает. Неужели человек хочет, чтобы было страшнее? Это ведь не логично - все знают, что страх плохое чувство. Системно-векторная психология дает ответы о природе популярности фильмов ужасов. Сегодня вместе с блогом о кино предлагаю разобраться, зачем люди смотрят фильмы ужасов!
смотрит фильм

Природа страха

Есть ряд людей, не возьмусь говорить о количестве - я не статист, которых тянет к страху. Фильмы ужасов, как мы понимаем, именно для них и производят. Бизнес в жанре хоррор стоит не на 3 китах, а на миллионах любителях побоятся. Не смотря на "прикольное устрашение" во время просмотра, в жизни любители ужасов вовсе не с удовлетворением боятся смерти и всего того, что показано в фильмах. Выходит парадокс жизни и психики. Увлечение страхами - откуда это в людях?

Векторы личности


Я-бы мог превратить пост в личные рассуждения, но сегодня в наш с вами диалог встрянет наука. Госпожа Психология - наш сегодняшний гость. Если брать векторный подход, то психология видит человека в первую очередь как модель, собранную из конструктора. Каждый кусочек конструктора - это вектор. Одни в нас с рождения, другие нет. Нет, мы не говорим о личностных качествах и проблемах, берите глубже. Векторов всего 8 в природе и у каждого их по разному. Может быть всего 1, а могут все 8. В зависимости от этих самых чудо-векторов у личности возникают все те самые личностные качества и проблемы. Они - первичный определитель нас. Как говорят, в семье не без урода. Есть один этот гнильский вектор - зрительный вектор человека. (с рождения у 5% всех людей) Вот именно он любит флиртовать со страхом. Конечно про "гнильский" это была шутка: что естественно - то не может быть безобразным.

Инстинкт или эмоция?

Вы спросите, что выходит только 5% людей боятся? Нет, конечно. 5% людей с рождения, а по факту куда более, имеют со страхом "особые" отношения. Каждый индивидуум должен боятся смерти. Инстинкт выживания первичный. Если-бы не было страха смерти, мы-бы передохли уже давным давно. Я прям вижу как саблезубый тигр нападает на племя первых людей. Один абориген говорит: "Бегите!", а все остальные "да, не бойся ты, он нас всего лишь убьет" и продолжили свой быт. Страх перед любой опасностью в наших генах. Люди, которым достался зрительный вектор, видят страх не как инстинкт - а как эмоцию. Эмоции играют в совершенно другой лиги, и 5% людей с рождения берут в команду эмоций мощный мотиватор-инстинкт.

Эмпаты

Зрительные люди - они эмпаты. Они люди эмоций. Такие люди способны как-бы "прокачивать" свои эмоции. Они развивают в себе эмоции и могут, к примеру, возвысить свою любовь к другому человеку буквально до небес. Сразу вспоминаю фильм "Великий Гэтсби", вот там герой 100% эмпат.

Однако не стоит забывать, что в лиге эмоций у зрительников играет более сильный игрок. Именно страх является базовой эмоцией, так как от нее зависит жизнь. Кто пойдет воспевать серенады саблезубому тигру - погибнет, а кто убежит - выживет. 
серенады саблезубому тигру

Страх смерти базовый, а остальные (пауков, высоты, глубины) его дети, внуки и правнуки. Иногда доходит до абсурда. Есть такие фобии, как страх перед числов "666". о.О чего боятся 3 цифры? Так вот, герои поста способны также "прокачать"/"усилить" свой страх. Это очень заметно у детей, когда пустяковый страх раздуют до нереальных размеров. Родители часто не понимают, что страх у детей реален, они считают это какой-то игрой, так как сами не способны усилить свой страх.

Принцип "фильмов ужасов" в детстве

Да, довольно долгое вступление я взял. Но теперь, когда мы смотрим страху в лицо, зная соперника, можно увидеть основной принцип. Дети-эмпаты очень восприимчивы ко всему. Таким детям психологи настоятельно не рекомендуют читать страшные сказки. Когда ребенок со зрительным вектором испытывает свой первый страх от сказки, он, конечно, испытывает что-то неприятное. Но затем он понимает, что за спиной неприятной эмоции кроется другая - желание испытать страх еще раз. Это парадокс - согласен. Самая страшная сказка станет любимой для ребенка и он будет просить читать вас только ее. Ребенок будет наслаждаться обратной скрытой эмоцией эйфории от страха. 

BTW: Частые эмоции страха/наслаждения страхом, согласно исследованиям, не дают ребенку развиваться и он, как правило, начинает отставать. По этой причине детям следует запрещать фильмы ужасов.

Получение приятной эмоции от страха называют архетипичным состоянием зрительного вектора. Что есть приятность от страха по мимо страшных историй и фильмов? Давайте вспоминаем: экстремальные виды отдыха, пожарные, что постоянно рискуют собой и не могут просто остановиться, военные, которые не могут без стрельбы, да или детские шалости в виде позвонить в дверь и успеть убежать. Столько всего в нашем мире основано на "приятности страха".

Все мы вырастаем на сказках. Зрительный человек от природы обладает большой фантазией - из них выходят крутые творческие личности. Если в сказке преобладает опасность (где тебя могут убить), то ребенок за свое детство сильно прокачивает эмоцию страха. "Прокаченый страх" + "воображение" + "умение режиссеров играть со со звуком и зрением" + "парадокс приятности страха" = "суперсильная эмоция приятного страха". Отсюда популярность фильмов ужасов.

Я мог немного запутать таким потоком информации, поэтому напоследок несколько уточнений:
Первое, если вы любите фильмы ужасов - это не означает, что вы любите ощущение страха. На практике все наоборот.
Второе, если вы творческая личность с хорошим воображением, это не значит, что вы любите бояться.
Третье, если вас задевает страх в фильме ужасов, это не значит, что вам приятно от него, это значит, что в вас есть эти страхи и режиссер попал в точку.


Отсебятина напоследок: не часто видишь страшные фильмы в современном кино. Ужастики вместо обращению к страху выдают ряд резких неожиданных сцен или видиоряда, что способствует выбросу адреналина в кровь. Многие путают адреналин в крови со страхом в голове. Стоит заметить, что история кино знала воистину страшные фильмы (конечно IMHO, у каждого свои страхи). Вспоминаю один из самых страшных фильмов, который реально меня напугал, и, скажу вам, ничего приятного я не почувствовал. Видимо я не обладаю вектором зрения.

Смотрим также на блоге про кино и сериалы:

6 комментариев:

  1. и какой же это был фильм?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сори, этого не могу сказать публично по ряду причин, в том числе анонимности моей личности.

      Удалить
    2. хахах раньше всегда читал твой ник как Джон Факер, сказал про анонимность и взглянул по новому как Фейкер )))) тебе какой смысл ближе)))

      Удалить
  2. еще бы подборку мистических фильмов...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за идею, обязательно составлю в будущем

      Удалить
  3. Вот недавно смотрел интересный ужастик - Монстры существуют, смотрел тут Сюжет интересный, интригующий!

    ОтветитьУдалить