Блог о кино и сериалах
понедельник, 23 декабря 2013 г.

Кто такой Блейк?

После раскрытия тайны личности Красного Джона из детективного сериала "Менталист", считаю логичным, хоть немного запоздавшим, решение посвятить пост тому, в честь кого создали Ассоциацию Блейка. Сегодня хочется отойти от кино, и поговорить о стихах, философии.
Блейк

Уильям Блейк. После сериала "Менталист" это имя на слуху у многих. Кто-же этот писатель и поэт, что Красный Джон создал общество основываясь на идеях Блейка? При желании можно найти много литературы о нем, но хотелось-бы создать краткую информационную статью о его трудах.

Уильям Блейк?

Почему мы мало знаем о Блейке? Начнем с того, что в годы своей жизни об этом авторе почти никто не знал. Уильям помер в нищите и без доли славы. От части нужно благодарить судьбу, что она отняла у Блейка его славу, ведь идеи о несправедливости мира лежат в азах его творчества.

Создать для плутовства препоны
Должны разумные законы.
Ну, например, такой закон
Быть должен строго соблюден:
Пусть люди, что других обманут,
На место потерпевших станут.

Лишь на свое 200 летие слава пришла к нему посмертно. Блейка наконец признали достоянием творчества Англии. А вот в советском союзе Блейка запретили. И это вторая причина по которой мы мало что знаем о нем. Да и сам Блейк никогда не считал себя поэтом. Он считал, что несет идеи в массы таким способом. Он ценил способность человека к воображению, но не восхвалял искусство.

Жизнь Блейка

Живя бедно и вечно пресмыкаясь у господствующих классов, в каждом прислужнике будет расти ненависть к общей системе, которая забросила тебя в низы общества. Именно оспаривание всего, всех азов, всего фундаментального вплоть до понятия зла как энергии для пассивного добра, является причиной того, что даже в современном обществе к его трудам относятся с большой осторожностью. Работы Блейка получили признание, как и его поэзия, лишь в новейшее время, когда общество стало более либерально.

Лучше самого автора описать время, когда он жил, не удастся:

В наше время спрашивают не о том, имеются ли у человека способности или гений, а о том, является ли он пассивным, вежливым и добродетельным ослом и подчиняется ли мнению дворянства об искусстве и литературе? Если да — его считают хорошим человеком, если нет — пускай сдохнет с голоду!

Думаю, вы уже поняли, что от части за такие слова бедность и не покидала автора-бунтаря.

В 25 лет Блейк женился и это отразилось на его творчестве. Нотки оптимизма появились в его стихах. Ранее Блейк высказывал недовольство об обществе, а теперь стал хвалить демократию. В 1789 во Франции прошла революция. Блейк был безмерно рад за французов.

В некоторых своих стихах, как например баллада "Король Гвин" Блейк открытым текстом рассказывает фантазии о том как народ свергает правителя. Понятное дело, что многие отказывались публиковать Блейка. Печально признавать, но скорее всего большая часть его работ не была издана и канула в лету. Также не раз Уильям был на грани судебных разберательств. В современном обществе, такого автора с руками бы оторвала любая рок группа, так как его текста аполитичны и провокационны.

Партии дьявола

А вот сейчас самая интересная тема. Блейк мистик и религиозный критик. У него много мыслей связанных с мифологией, религией, азах бытия. Например Блейк сделал анализ «библейской» поэмы Мильтона. Он смело заявил, что Мильтон принадлежал к партии дьявола, подметив, что этот персонаж всегда был в оковах, когда писал о боге и всегда свободен, когда писал о дьяволе. Поскольку Блейк ярый непоклонник церкви (общества Бога метафорически), так как она в то время была во главе общества и государства, то Партию Дьявола не стоит воспринимать как предпосыл к сатане, а стоит это понимать как борьбу против сложившихся норм.

Что Блейк думает о Боге, не связанном с церковью?

Я много за свои годы провел споров о боге и религии. Это ведь такая тема, которая всегда будет на слуху в век рационализма и ученых. Все споры мои оппоненты в основном проигрывали мне, так как основывали все свои аргументы о боге на информации от церкви. Блейк проводил толщенную границу между понятиями Бога и церкви. "Если Бог - это церковь, то я в Партии Дьявола" - считал антисоциальный автор. Что-же тогда бог для Блейка, если отделить это понятие от церковных норм? Начнем с того, что Бога нет, который живет где-то в метафорических небесах. Нет никого вне нашего мира. Есть наш мир здесь и сейчас и бог в нем здесь и сейчас, а не в небесах. 

От дьявола и от царей земных
Мы получаем знатность и богатство.
И небеса благодарить за них,
По моему сужденью, — святотатство.

Бог присутствует во всем: в листьях цветов, в земле:

Ты — ягненок, я — дитя.
Он такой, как ты и я.

"Все, что живет, — свято" - пишет Блейк. Автор читает, поскольку бог это мы все, то ценить бога значит ценить себя и других.

Добро - пассивно, а зло нет

Если с религией и богом более или менее ясно, то можно отправляться к более жестким мыслям. Добро и зло - две грани одной монеты, сколько же умов тщетно пытались понять эти понятия? В понимании современного общества, добро исключает зло. Это антонимы. В понимании Блейка это не отталкивающие понятия, а два критерия, которые могут жить бок о бок. "любовь и ненависть одинаково необходимы для человеческого существования" - писал поэт. Он считал, что для движения нужны противоположности и противоречия. Так рождается жизнь.

Часто под понятием зла, Блейк видит мотивацию добра и поэтому расценивает зло, в понятии церкви, как энергию для добра, в понятии бытия. Немного сложно, согласен. Вот цитата: "Добро пассивно и подчиняется разуму. Зло активно, оно рождается из энергии".

"добро подчиняется разуму" можно расценивать как мысль о том, что добро логично и рационально. Глупо быть злым, когда можно быть добрым. Вторая мысль о том, что добро пассивно. Представьте мир, где нет зла. Да, что далеко ходить, представьте монастырь. Ведь по меркам церкви, так должна выглядеть духовность, а духовность есть бог, а бог есть добро. Долго протянет такой мир? Это мир без прогресса, без технологий, лекарств, и главное стремлений. Добавляем в этот мир зло и появляется противостояние - энергия. Все куда-то начинает стремиться.

"Человек не имеет души, отдельной от тела" - пишет Блейк. То есть мысли о загробной жизни можно выкинуть. Мы здесь и сейчас.

"В энергии — единственная жизнь, и исходит она от тела; разум лишь внешняя поверхность энергии". А вот эта цитата заставляет вспомнить меня математику, а именно как можно менять переменные местами.
если "x = a + b", а "y = x - c", то "y = a + b - c". Поиграем со смыслами слов заданными Блейком.

Наша душа это тело. Тело испускает энергию. Энергия это наша жизнь. Зло рождается в энергии. Наша жизнь и зло имеет общие корни. Разум - это проявление энергии.

В мыслях сила,
И жизнь, и свет,
И там могила,
Где мысли нет.

А добро разумно. Энергия рождает зло и стремится к добру = это наша жизнь.

Энергия жизни

Думаю вы поняли, что энергия в философии Блейка занимает главенствующую роль. Если вспомним высказывание о боге, что он везде - это мы, то можно поставить между понятиями "Бог" и "Энергия" знак равенства. Бог рождает зло и нас и заставляет нас идти в добру, так как это разумно, а зло заставляет нас идти вперед, а не гнить на месте.

Стихотворение "О скорби ближнего" Ульяма Блейка говорит, что бог всегда рядом с нами:

Разве ближних вам не жаль,
Если их гнетет печаль?
Зная ближнего мученья,
Кто не ищет облегченья?

Можно ль, видя слез ручьи,
Не прибавить к ним свои?
И кого из вас не тронет,
Если сын ваш тяжко стонет?

И какая может мать
Вместе с крошкой не страдать?
Нет, нет, никогда,
Ни за что и никогда!

Как же тот, кто всем отец,
Видит скорбь твою, птенец?
Как всевидящий и чуткий
Может слышать стон малютки

И не быть вблизи гнезда,
Где тревога и нужда,
И не быть у той кроватки,
Где ребенок в лихорадке?

Не сидеть с ним день и ночь,
Не давая изнемочь?
Нет, нет, никогда,
Ни за что и никогда!

Бог сидит рядом, где нужда и болезнь, но не лечит ребенка. Между строк можно прочесть мысли в сторону "пути господни неисповедимы".

Еще о мотивации зла к действиям: "Проклятие бодрит, благословение расслабляет".

Религия и Блейк

Расскажите-ка мне, что вы видите, дети?
 — Дурака, что попался религии в сети.

Блейк высмеивает церковь за многие их грехи. Вот например Блейк обвиняет церковь в лицемерии:

«Нельзя любить и уважать
Других, как собственное я,
Или чужую мысль признать
Гораздо большей, чем своя.

Я не могу любить сильней
Ни мать, ни братьев, ни отца.
Я их люблю, как воробей,
Что ловит крошки у крыльца».

Услышав это, духовник
Дитя за волосы схватил
И поволок за воротник.
А все хвалили этот пыл.

Потом, взобравшись на амвон,
Сказал священник: — Вот злодей!
Умом понять пытался он
То, что сокрыто от людей!

И не был слышен детский плач,
Напрасно умоляла мать,
Когда дитя раздел палач
И начал цепь на нем ковать.

Был на костре — другим на страх —
Преступник маленький сожжен…
Не на твоих ли берегах
Все это было, Альбион?

Ключевые строчки тут "Умом понять пытался он то, что сокрыто от людей!". То есть священник тоже так считает, как говорил мальчик, но все равно придал его смерти.

Как мы понимаем, религия и церковь учит покорности. Понятие покорности ходит рядом с антонимом понятия стремления и энергии. Блейк идет против норм религии. Его бесит покорность глупых церковных норм.

Ах, маменька, в церкви и холод и мрак.
Куда веселей придорожный кабак.
К тому же ты знаешь повадку мою —
Такому бродяжке не место в раю.

Вот ежели в церкви дадут нам винца
Да пламенем жарким согреют сердца,
Я буду молиться весь день и всю ночь.
Никто нас из церкви не выгонит прочь.

И станет наш пастырь служить веселей.
Мы счастливы будем, как птицы полей.
И строгая тетка, что в церкви весь век,
Не станет пороть малолетних калек.

И Бог будет счастлив, как добрый отец,
Увидев довольных детей наконец.
Наверно, простит он бочонок и черта
И дьяволу выдаст камзол и ботфорты.

Его бесит покаяние грехам. "Нагота женщины — дело рук Божьих" - пишет Блейк, не признавая влечение к женщинам грехом. Христос в понятии Блейка в первую очередь бунтарь.

Христос, которого я чту,
Враждебен твоему Христу.
...
Христос был горд, уверен, строг.
Никто купить его не мог.

Христос позволил убить себя за свои идеалы. Христос не смеренный, а гневный воин против лицемерия. Как мы понимаем, церковь не очень любила Блейка за его высказывания, которые идут полностью в разрез с их идеалами.

Зимою увидел я снежную гладь,
И снег попросил я со мной поиграть.
Играя, растаял в руках моих снег…
И вот мне Зима говорит: — Это грех!

Интересный факт: С. Я. Маршак был большим поклонником творчества Блейка.

Ну и закончить краткий обзор философии Блейка, таким четверостишием:

Себя унизив самого,
Ты унижаешь божество…
Ведь ты и сам — частица вечности.
Молись своей же человечности.

Последние публикации в блоге:

3 комментария:

  1. 23. Очень хорошая статья! Блейк проповедовал чистые духовные ценности Добро, Смиренье, Мир, Любовь, и был ярый противник тирании, как со стороны власти, так и религии. Как говорил Блейк – И нехристь тоже человек, и в том Любви залог, где Мир смиренье и любовь, там ведомо сам Бог. Очень жаль, что этого поэта сейчас постоянно приписывают к Серийным убийцам, сначала он был упомянуть у Харриса в его цикле книг о Лектере, там тоже убийца был одержим картиной Блейка – Великий Красный Дракон, мол, она с ним разговаривала. Теперь Красный Джон из менталиста, который организовал, целую ассоциацию Блейка. Так скоро большинство «недалёких» людей, которые узнав о том, что кому-то нравиться Блейк будут считать этого человека маньяком или сумасшедшим, и даже не удосужатся разобраться и попробовать понять идей этого поэта. В наш век этот поэт очень актуален, как впрочем, я не сомневаюсь, будет всегда, стоит только посмотреть, сколько вокруг религиозных тоталитарных сект, которые манипулируют на человеческих слабостях и незнании, и Харизматичные проповедники которых кричат со сцены, захлёбываясь слюнями «истину» и люди верят в их откровенный бред, может быт потому что сами хотят в него поверить? Сколько вокруг разных «мессий», «пророков», «экстрасенсов» «медиумов» а также прочих новомодных «святых». Один человек сказал «Чего мы ждем, Ада или Рая идём или стоим уже у края?» я думаю, общество балансирует, оно, словно алкоголик, количество промилле в крови которого постепенно повышается вместе с риском упасть в бездну. Огромное количество людей в современном мире потеряли духовные ориентиры и простые человеческие ценности, запросы и требования современного общества выбивают всю духовную почву из под ног, и находятся нечестивые люди, которые этим пользуются, чтобы восполнит духовную пустоту людей и манипулировать этими людьми в своих интересах.

    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ


    Была бы жалость на земле едва ли,
    Не доводи мы ближних до сумы.
    И милосердья люди бы не знали,
    Будь и другие счастливы, как мы.

    Покой и мир хранит взаимный страх.
    И себялюбье властвует на свете.
    И вот жестокость, скрытая впотьмах,
    На перекрестках расставляет сети.

    Святого страха якобы полна,
    Слезами грудь земли поит она.
    И скоро под ее зловещей сенью
    Ростки пускает кроткое смиренье.

    Его покров зеленый распростер
    Над всей землей мистический шатер.
    И тайный червь, мертвящий все живое,
    Питается таинственной листвою.

    Оно приносит людям каждый год
    Обмана сочный и румяный плод.
    И в гуще листьев, темной и тлетворной,
    Невидимо гнездится ворон черный.

    Все наши боги неба и земли
    Искали это дерево от века.
    - Но отыскать доныне не могли:
    Оно растет в мозгу у человека.

    Перевод С. Я. Маршака

    ОтветитьУдалить
  2. 24. Кстати вы заметили, что смайл который рисовал Макалистер, имеет печальное выражение (брови), несмотря на то, что рот растянут в улыбке. Также у Блейка есть стих The Smile, и одна картина, называется призрак Блохи (Уильям Блейк «Призрак Блохи». Около 1819–1820 Блоха превращается в кошмарное человекоподобное создание, блуждающее по коридорам ночи с чашей для сбора людской крови. Сгорбленная и покрытая чешуей блоха несет свой кинжал и чашу с какой-то ужасающей целенаправленностью; эта тварь крупней своего собрата из класса насекомых. По свидетельству друга художника, Джона Варли, Уильяму Блейку пришло видение: блоха рассказала ему, что души слишком кровожадных людей переселяются в ей подобных.) Так вот кинжал этой Блохи, имеет тот же изгиб что и садовый нож Макалистера которым он резал людей. Получается Красный Джон это Блоха!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не думаю, что авторы сериала сознательно вложили какой-то смысл в детали.

      Удалить